Как установить доверительные отношения с учащимися
Ваша помощь сводиться к тому, что Вы демонстрируете им своё:
Принятие, Внимание, Уважение, Одобрение, Тёплые чувства.
Принятие. Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать. Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости, недостатки, проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. Ученик должен быть уверен: что бы он ни сделал, он - достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем.
Внимание. Дарить позитивное внимание ученикам - дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от учителя. Об этом можно сказать одно: чем больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения. Как уделить внимание каждому, если в классе 30 человек? К счастью, здесь важно не количество, а качество:
- Приветствие учеников. Используйте несколько минут перед уроком или после него, чтобы сказать одно - два слова каждому индивидуально.
- Выслушивайте учеников. Беседуя с учеником, не следует думать, что Вы должны решить его проблемы, дать совет или консультацию. Вы должны, прежде всего, его выслушать.
Уважение (признание). Признавайте дело, а не творца! Признание-это вид оценки. Оценивайте пусть даже и высоко, сделанное, но не сделавшего это. Иначе эффект может быть плачевным. Так, Вы легко можете перехвалить ученика.
- Признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента;
- Описывайте поведение аккуратно и объективно без единого оценочного суждения, например: «Маша, когда ты сдаёшь домашнее сочинение вовремя, как сегодня, я очень довольна, потому что мне не нужно тебя ругать, и мы можем перейти к следующей теме».
- Делайте письменные признания. Записки с благодарностью за какое-либо дело могут быть написаны в тетради или в дневнике.
- Просите учеников сообщать Вам и всем о том, что заслуживает признания.
Одобрение. Это поддерживает учеников в уверенности, что у них есть что-то хорошее, что нужно развивать. Когда их положительные черты признаются, ученики начинают хорошо относиться не только к себе, но и к нам.
Теплые чувства. Чувства особенно нужны ученику, если дела плохи. Дружба с учениками - наше лучшее средство в установлении дисциплины в классе. В самом деле, ученики скорее согласятся выполнять правила и следовать требованиям своих друзей, чем врагов.
Вот самые краткие рекомендации, которые помогут Вам в общении с Вашими учениками. За развернутой консультацией Вы всегда можете обратиться к нам, в школьную социально-педагогическую и психологическую службу. Мы будем рады Вам помочь.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!
УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ
Уважаемые родители!
У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым; Вы мечтали,
· чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным;
· а девочка –– обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной;
· чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.
Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.
Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.
Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорит о младших школьниках, подростках и старшеклассниках.
1. У ребенка 6-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учительница. Кроме того, для детей этого возраста характерны:
· копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
· буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
· стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
· формирование первоначальных представлений о собственных правах;
· повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками;
Как следует с ребенком обращаться
· помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
· дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
· узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;
· аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";
· обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.
Никогда
· не ревнуйте к авторитету учителя;
· не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;
· не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;
· не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;
· не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.
2. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны
· тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
· частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
· повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
· стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
· отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
· падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
· демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Как следует обращаться с подростком:
· помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
· выделяйте деньги на карманные расходы;
· в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
· объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
· учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
· будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Никогда
· не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
· не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
· не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
· не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
· не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
· не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
· не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.
3.В 15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:
· их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
· в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;
· взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;
· большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;
· интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.
Как следует с ребенком обращаться
· делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;
· давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
· будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;
· в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
· доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.
Никогда
· не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;
· не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами;
· не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.
Помните, что дети учатся жить у жизни:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
НО
если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Каждый ребенок имеет право
· просить о помощи и эмоциональной поддержке;
· иметь собственное мнение и убеждения;
· совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;
· говорить "нет, спасибо", "извините, нет";
· побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;
· добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.
Вместе с тем ребенок не обязан:
· быть безупречным на 100%;
· любить людей, приносящих ему вред;
· извиняться за то, что был самим собой;
· выбиваться из сил ради других;
· чувствовать себя виноватым за свои желания;
· выполнять неразумные требования;
· нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.
(По К.Заслоффу)
Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!
Педагог- психолог - ГОЛОХОВ ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ
Советы сдающему экзамены
Волнуйтесь спокойно - у Вас экзамены!
Все мы знаем, что экзамен - лотерея. И все ошибаемся. Иначе почему одни все время выигрывают, а другие, увы, никогда?
На самом деле всё проще. Экзамены - не просто отчёт об усвоении некой суммы знаний по какому-то предмету или кругу вопросов это и не просто экзекуция, которую нужно (порой - неизбежно нужно!) претерпеть ради получения оценки не ниже определённой (сами знания тут могут быть уже и не при чём).
Нет, экзамены, при всём при том, что вышесказанное о них наличествует, - это ещё и технология, и даже тайна, порой очень маленькие, но неизменно очень значительные и, несомненно, важные.
Некоторые особенности запоминания
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
4. Минимум телевизионных передач!
Приемы психологической защиты
1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.
3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость.
4. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.
5. Интеллектуальная переработка.« Нет худа без добра».
6. Разрядка ( физическая работа, игра, любимые занятия).
7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).