ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса
«Вандроўка ў мінулае» в рамках мероприятий
областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»
- Общие положения
1.1. Настоящие условия определяют порядок проведения конкурса
«Вандроўка ў мінулае» в рамках мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» (далее – конкурс).
1.2. Организатором мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» является главное управление по образованию Могилевского областного исполнительного комитета (далее – управление образования), управление культуры Могилевского областного исполнительного комитета,УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – МГОИРО), ГУДО «Областной центр творчества» (далее – ОЦТ).
2. Цель и задачи
Конкурс проводится с целью формирования у учащихся гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств; приобщения к историко-культурным, природным ценностям, народным традициям и обычаям своей малой родины.
Задачи:
массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Могилевщины;
формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных качеств и национального самосознания;
привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по изучению исторического прошлого своего региона, района по сохранению исторической памяти о родном крае и личностях внесших большой вклад в изучении малой Родины;
создание имиджа регионов как привлекательного культурно-познавательного, туристско-экскурсионного объекта;
создание информационного банка данных экскурсионных маршрутов Могилевщины;
расширение и углубление интеллектуальных и познавательных возможностей учащихся;
выявление инновационных методик работы музеев учреждений образования, популяризация их деятельности как образовательного пространства.
- Участники конкурса
В конкурсе принимают участие воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников учреждений дошкольного образования;
учащиеся, педагогические работники, родители обучющихся учреждений общего среднего, профессионального образования, дополнительного образования детей и молодежи области с учетом возрастной дифференциации.
4. Для организации конкурса на каждом этапе создаются оргкомитеты:
в учреждениях образования – руководителями учреждений образования;
в районах – структурными подразделениями горрайисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования.
Оргкомитет каждого этапа конкурса:
обеспечивает организационное и методическое сопровождение конкурса;
доводит информацию о конкурсе до сведения учреждений образования;
осуществляет персональный отбор членов жюри конкурса;
анализирует и обобщает итоги конкурса в средствах массой информации.
- Срок реализации конкурса
Конкурс проводится с 15 февраля по 10 мая 2021 г. в учреждениях образования области.
- Условия и порядок проведения конкурса
Основным содержанием конкурса является:
обновление существующих и создание новых тематических культурно-познавательных, эколого- и туристско-экскурсионных маршрутов, а также разработка и создание маршрутов с использованием новых экскурсионных объектов;
исследование историко-культурных и природных памятников, возрождение культурных традиций регионов;
создание промопродукции о туристических возможностях регионов (интерактивная карта «Мой родны кут…», фотографии, видеоролики, справочно-информационные сборники, карты-схемы, буклеты и др.);
проведение рекламно-информационных и презентационных мероприятий.
Для подготовки материалов конкурса учащиеся:
участвуют в походах, тематических экскурсиях и экспедициях по малой родине,мастер-классах, музейно-педагогических занятиях и лекциях, исследуют объекты историко-культурного и природного наследия малой родины, систематизируют и анализируют собранный материал;
изучают и анализируют материал по истории населенного пункта (документы, архивные сведения, научную и историческую литературу).
Учреждения культуры региона могут оказывать консультативную и методическую помощь учреждениям образования в выборе объектов, подготовке необходимых материалов.
Также учреждениями культуры в период подготовительного этапа для участников конкурса будут запланированы и проведены тематические выставки, лектории, мастер-классы и иные культурные мероприятия в соответствии с целью и задачами конкурса.
Конкурс проводится по номинациям: «Мой родны кут…»; «Тапонімы побач».
6.1. Номинация «Мой родны кут…».
Каждое учреждение образования области разрабатывает экскурсионно-туристический маршрут по своему населенному пункту, отражающий специфику социокультурного пространства микрозоны учреждения образования включающий археологические, этнографические, культурные, религиозные, «утраченное наследие», спортивные, военные, промышленые, экологические и др. объекты.
Участники конкурса определяют, изучают и описывают памятники истории на территории региона (города, района). Далее с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создается интерактивная карта «Мой родны кут…» со сносками, которые содержат описание и фотографии объектов.
На конкурс представляется текстовый материал, оформленный в виде каталога памятников региона, в котором содержится: карта-схема памятников региона с обозначением их местонахождения, краткое описание памятника (название, время создания, адрес местонахождения, автор, исторические сведения об объекте, оценка современного состояния и др.), фотографии объекта, а также ссылка размещения созданной интерактивной карты.
Критерии оценки:
соответствие условиям;
информационная содержательность;
наглядность;
художественное оформление.
6.2. Номинация «Тапонімы побач».
Участники должны представить на конкурс отчетный материал по исследованию местных айконимов, урбанонимов, годонимов, гидронимов, микротопонимов населенных пунктов и его окрестностей. Материал должен создаваться в процессе анализа научной литературы и опроса местных жителей с исследованием истоков географических названий местности. Кроме этого, необходимо с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создать интерактивную карту «Тапонімы побач» со сносками, которые содержат описание и фотографии объекта.
Итоги поисково-исследовательской работы оформляются в виде творческих проектов: презентаций или видеороликов.
Творческие проекты предоставляются обязательно в бумажном виде и на электронном носителе. Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Допускается использование при монтаже и съемке ролика специальных программ и инструментов.
Критерии оценки творческих проектов:
7. Подведение итогов конкурса
Для подведения итогов конкурса оргкомитетом соответствующего этапа создается жюри, которое:
оценивает работы, которые представлены обучающимися;
определяет победителей и призеров конкурса.
Итоги конкурса подводятся отдельно по возрастным категориям.
Каждое учреждение образования области до 1 мая 2021 г. представляет в структурные подразделения горрайисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы по образованию) по территориальному признаку творческие материалы.
Достопримечательности малой родины
РЕКА РУДЕЯ
Река Рудея протекает с востока и юго-востока вдоль деревни Романовичи. Рудея - приток реки Ресты (бассейн реки Сож).
Ширина - от 3 до 9 метров, глубина - 2-Зметра. Русло по ширине от 1 до 15 метров. Впадает река Рудея в реку Реста, затем в Проню, Сож, Днепр, Черное море. Длина реки примерно достигает 30 километров.
Озер нет, болот немного.
Юго-восточнее деревни находится одно из крупнейших водоемов Могилевского района — водохранилище Рудея. Площадь - 3,9 км кв, максимальная глубина - 7,6 м. Берега высокие, песчаные, местами заросшие кустарником. Мелководье песчаное. Виды рыбы: щука обыкновенная, лещ, уклейка, карась серебряный, плотва обыкновенная, окунь речной.
ГАННИНА КРИНИЦА И МЕДВЕДЬ-КАМЕНЬ
Есть в Могилевском районе д. Медвёдовка, название которой связано с медведем, но не с обычным. А с каменным…
В деревне Медвёдовка есть место, где согласно преданию находилась церковь.
И вот однажды сама Богородица шла по тропинке в нее. Вдруг, откуда ни возьмись, навстречу вышел человек, который не уступил ей дорогу.
«Ты, как медведь», - сказала Дева Мария, а тот и превратился в камень. Она его еще ногой тронула, так на камне след Богородицы. А церковь под землю провалилась. Место это называют «Драгатуння». Считается, что если здесь приложить ухо к земле, то можно услышать звон колоколов. А деревню назвали Медвёдовка.
Тропиночка, по которой шествовала Богородица шла от святого источника на берегу реки Рудея. Это ключ святой праведной Анны, матери Богородицы.В народе – Ганнина криница.
Про Ганнину криницу долгожители рассказывают много легенд. В одной из них говорится: «Было время, что ее чтили, потом никто не глядел и забыли. Пока одна женщина туманным утром не увидела странное явление. Много людей в белых длинных одеждах шли вереницей к кринице, а потом уходили в лес…»
По деревне пошли слухи, что это души предков ходили на поклон к святому источнику. Кто-то из сельчан предложил: «Пойдем и мы, хоть помолимся». Так и стали ходить в будни и в праздники с просьбой: «Помоги криничка». Вода из святого источника помогала при болезнях, сил придавала и даже исцеляла.
А камень-то, по форме напоминающий медведя, действительно существует! Сейчас он находится в экспозиции Могилевского областного историко – краеведческого музея имени Е. Романова
ДЕРЕВНЯ РОМАНОВИЧИ
Романовичи - деревня в Кадинском сельском совете.
Известна в ВКЛ с 16 века.
В 1560 село в Могилёвской волости, государственная собственность.
В 1580 году отдано в пожизненное владение помещику.
В 1604 в ВейнянскомвойтовствеОршанского уезда (65 дворов, корчма, мельница).
С 1772 г. в Российской империи.
В 1785 году в составе поместья Сухари Чаусского уезда (46 дворов, 330 жителей, собственность помещика).
Согласно переписи 1897 года в Гладковской волости Чаусского уезда Могилевской губернии имелись школа грамоты, хлебозапасной магазин, постоялый дом.
В 1909 г.- 72 двора, 516 жителей.
В 1923 г. - открыта начальная школа, для которой в том же году построено помещение.
В 1925 г. в школе было 50 учеников
В 1936 г. - 61 ученик, в их числе 25 пионеров, действовала шестилетка.
В школе также обучались дети из хуторов Романовичи и Малеевка.
В 1926 г. -87 дворов, 610 жителей.
В 1930 г. организован колхоз, имелась кузница.
С июля 1941 г. до 27.06.1944 г. оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.
В 1990 г. 330 хозяйств, 1138 жителей. В составе колхоза "Победа" (центр в.Щежерь). Располагались производственное объединение по птицеводству, ферма крупного рогатого скота, зернодробильня, работали фельдшерско-акушерский пункт, клуб, библиотека, 2 магазина, комплексный приемный пункт бытового обслуживания населения, столовая, магазин, отделение связи, 8-летняя школа и детский сад-ясли.
В 2000-е г. на базе деревни создан агрогородок.
В 2007 г. центр республиканского унитарного сельско-хозяйственного производственного предприятия "Приднепровская птицефабрика".
В 1985 г. разработан проект планировки и застройки.
Планировочно состоит из двух параллельных улиц, ориентированных с юго-запада на северо-восток, соединенных 3-мя короткими улицами. Застроена двусторонне, плотно, традиционными деревянными домами усадебного типа. На юге возведен ряд одноэтажных каменных жилых домов.