Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Новости Министерства образования

25.04.2024

  • Сплав молодости и опыта: белорусская молодежь активно участвует в общественной жизни страны

    В белорусской столице продолжается работа VII Всебелорусского народного собрания. Изменения в Основной закон, которые граждане страны поддержали на референдуме, наделили ВНС большими полномочиями. Теперь высший орган народовластия будет определять векторы развития общества, утверждать Военную доктрину и Концепцию национальной безопасности, станет гарантом незыблемости конституционного строя, преемственности поколений и гражданского согласияЧитать подробнее


  • 24.04.2024

  • Устойчивый фундамент для развития личности

    Сегодня в Минске проходит важное для всей страны значимое событие – седьмое Всебелорусское народное собрание. Делегаты со всей Беларуси будут принимать глобальные решения для нашего государства, которые положительно повлияют на дальнейшую судьбу страны, благополучие и благосостояние нашего народаЧитать подробнее


  • 23.04.2024

  • В Министерстве образования Беларуси подвели итоги регистрации на централизованное тестирование-2024

    В этом году для участия в ЦТ зарегистрировались 54,9 тысяч абитуриентов. Напомним, этот процесс проходил с 9 по 22 апреля на базе 40 учреждений высшего и среднего специального образованияЧитать подробнее


  • 22.04.2024

  • В Беларуси растет число участников республиканской благотворительной акции «Сад надежды»

    С приходом весны в нашей стране набирает популярность республиканская благотворительная акция «Сад надежды». По традиции в это время юные белорусы вместе с педагогами занимаются стрижкой растений, прополкой садов и цветников, посадкой аллей, уборкой территорий дендрариев. Словом, всем тем, что позволит нам дышать легкоЧитать подробнее


  •  
     

    Новости Управления образования Могилевского облисполкома

    29.04.2024

  • В единстве поколений – наша сила

    Читать подробнее


  • 29.04.2024

  • Время бессильно перед памятью того поколения, которое отстояло свободу нашей страны…

    Читать подробнее


  • 29.04.2024

  • Телемост «День единых действий»

    Читать подробнее


  • 29.04.2024

  • Пока мы помним, мы живём…

    Читать подробнее


  • Главная : Учащимся : Профориентация

     

    Типы профессий

    «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»

    Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Существенное значение имеет умение устанавливать  и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.

    Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе профессии этого типа:

    • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми
    • потребность в общении
    • способность мысленно ставить себя на место другого человека
    • быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей
    • умение разбираться в человеческих взаимоотношениях
    • хорошая память, позволяющая
    • держать в уме знания о личных качествах большого числа людей
    • умение находить общий язык с разными людьми
    • терпение

    Кроме того, необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

    «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»

    Представителей этого типа объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием её законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом.

    Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных  и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива  и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

     

    «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

    Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно – художественной актёрско – сценической деятельностью человека, - наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. И конечно, трудолюбие. Наблюдая за конечным результатом часто создаётся обманчивое представление о лёгкости самого процесса труда. Между тем надо помнить, что за внешним эффектом стоит напряжённая многочасовая ежедневная работа.

    Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание, чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

     

    «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»

    Особенность этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены  по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуются точность, определённость действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с её точностью, дробным делением труда им уделяется особое значение.

    Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области, причём изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

     

    «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

    Мы встречаемся со знаками  чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны. абстрагироваться от реальных физических, химических,  механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой – представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.


    Секреты выбора профессии:

    «Хочу» - «Могу» - «Надо»

    В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжать учиться или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по его профессиональной деятельности. Как найти себя в этой жизни? Что поможет нам сделать тот единственный, правильный выбор?

    Как любое путешествие начинается с желания отправиться в него, так и любое призвание начинается с желания найти лучшее в себе. Поэтому восхождение на гору призвания – это восхождение внутри нас. И первый помощник в нашем восхождении – «хочу», иначе говоря, наши эмоции: желание, любопытство, интерес.

    Тебе по душе лавры знаменитого футболиста? Замечательно. А ты не прочь петь на сцене Большого театра? Еще лучше. Все это напоминает желания малышей: стать дворником, чтобы гулять, когда вздумается, или продавать мороженое, чтобы наесться его до отвала. И в том и в другом случае интерес вызывает кажущийся или подлинный, но результат профессии. Да, признаками труда считаются: мечта, действия, результаты. Но результаты стоят на последнем месте, следуют за мечтой, идеей и, главное, за каждодневными действиями, о которых мы, как правило, имеем самые смутные представления. Любой человек, не задумываясь, совершает трудовые действия, схожие с профессиональными. Ты пришиваешь пуговицу – то же делает и портной. Ты учишь читать младшего братишку – чем не педагогический опыт?! Тебе нравится возиться с аквариумными рыбками, кормить их, украшать аквариум диковинными водорослями – но то же, только в других масштабах, делает и ихтиолог.

    Возможно, ты замечал, что одно тебе удается лучше, а другое – хуже . Скажем, ты берешь молоток и вовсе не уверен, что твой скворечник выйдет не кособоким. Но если у тебя в руках кисть и банка краски – ты уверен, покрасишь что надо. Одному удается все, что связано с техникой: и пробк и заменит, и приемник между делом, играючи отремонтирует. У другого из рук все валиться, зато именно он может подбить сверстников на любую затею, пользуется у них авторитетом как врожденный организатор.

    В этом смысле каждый человек изначально талантлив. Только один развивает свой талант, другой зарывает его в землю, а большинство не замечают, и чем дальше, тем больше призыв судьбы глохнет, зарастает сорняками неверия, скептицизма, подневольности и усталости. А как часто приходится слышать в школе, в семье: зачеркни в себе это, избавься от того, а когда выкорчуешь – на этом месте насади что-то совсем иное. Как говориться, «до основания, а затем…». И человек, проявляя недюжинную волю, избавляется от одного, другого, третьего, глядишь, годам к тридцати уже и устал, и разочаровался.

    Но на пустыре не соберешь тучного урожая. Выкорчевывая, пусть даже не самое лучшее, изменяешь неповторимое сочетание, именуемое личностью. Человек широк. В нем всякого разного столько найдется, что на самый взыскательный выбор хватит, да еще и останется. Всегда можно опереться на то, что есть в человеке. Открыть в себе лучшее, важное, стать тем, кем ты должен стать.

    Но что же на самом деле движет человеком? Побуждает его к тем или иным действиям? Какая таинственная сила сортирует и запечатлевает во всемогущей памяти те или иные следы полученных впечатлений? Какая сила извлекает их из памяти помимо нашей воли? Раньше казалось – сознание. Но исследования ученых показали: в основе основ наших поступков лежат глубинные жизненные устремления, потребности. Порой о них мы и не задумываемся, они управляют нами помимо нашего сознания.

    Возьмем, к примеру, отношение человека к работе. Как правило, в труде человек удовлетворяет сразу несколько потребностей: материальную, социальную – стремление к престижу, к уважению окружающих – и, наконец, творческую. Все они нужны. Важно только, чтобы какая – то из мотиваций не стала уродливо преобладающей, не затмила остальные.

    Человек занимает, например, такую позицию: заработок, и ничто другое. В этом случае все его помыслы будут направлены на стремление получить побольше денег, и, скорее всего он начнет стремиться получить их любой ценой и любыми средствами, подчас во вред самому делу. Если же труд становиться только инструментом для достижения социального успеха, престижа, появляется тип личности, которую мы называем «карьерист».

    Но есть одна очень важная, сравнительно недавно открытая психофизиологическая закономерность: наш мозг устроен так, что все силы нашего организма, наша интуиция всегда работают на ту потребность, которая в данный момент занимает господствующее положение. Поэтому я никогда не сделаю ничего выдающегося – ничего не открою, не изобрету, не стану виртуозом, если у меня любовь к самому делу не занимает достаточно важного места в системе моих интересов.

    И еще одна закономерность: удовлетворение одних потребностей не замещает неудовлетворенность других! А неудовлетворенные потребности могут принимать самые неожиданные формы – приводить к депрессиям и опустошенности, жестокости и самомнению, нетерпимости и зависти… Так стоит ли за суммой результатов терять собственную жизнь. Ведь жизнь больше любых результатов. Жизнь – это прежде всего любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь… Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое?

    Вот несколько заповедей:

    1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат?

    2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!

    3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о ее теневой стороне.

    4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.

    5. Выбирай по душе не профессию, а связанный с нею образ жизни и подходящий тебе вид деятельности.

    6. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому!


    ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ЭТО СЛОЖНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ ШАГ, ОТ КОТОРОГО БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ВСЯ ВАША ДАЛЬНЕЙШАЯ ЖИЗНЬ.

     

    ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ УЧИТЫВАЙТЕ:

    • Ваши интересы (что интересно на уровне хобби, а что может стать профессией)
    • Собственные склонности и возможности, способности, которые обеспечат успех в работе
    • Сведения о профессиях, которые соответствуют вашим интересам и способностям
    • Состояние вашего здоровья, советы вашего врача
    • Возможность получить выбранную специальность (обучение)
    • Возможности трудоустройства
    • Перспективы развития выбираемой профессии

     

    ПЛАНИРУЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ ПОДУМАЙ:

    • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовольствие
    • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпровождение
    • Какие учебные предметы были у вас любимыми
    • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов, из года в год
    • О какой работе вы мечтаете, какой Вы представляете её через 10 лет

    ОПИШИТЕ КАК МОЖНО ПОДРОБНЕЕ:

    • Каковы ваши критерии выбора работы(обязательные и желательные)
    • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной
    • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу
    • Если работа, которая вам кажется идеальной, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении

     

    Пусть Ваша будущая профессия, станет Вам лучшим другом!!!


    Здоровье человека и выбор профессии

    Общее понятие здоровья (по определению Всемирной организации здравоохранения) включает в себя, кроме физического здоровья, душевное и социальное благополучие. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к резкому ухудшению здоровья, снижению трудоспособности, а порой и к ее полной потере.

    Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее. Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения.

    Это могут быть:

    • большие физические нагрузки
    • постоянно низкая или высокая температура
    • повышенная запыленность воздуха
    • контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и др.

    По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп

    Первая группа включает профессии, в условиях работы вторых полностью отсутствуют неблагоприятные производственны е факторы. Это многочисленная группа профессий: продавец промышленных товаров, оператор ЭВМ, менеджер, художник-модельер. Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

    Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Профессии этой группы (повар, продавец овощного магазина и др.) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхании и склонности к простудным заболеваниям.

    Третья группа включает такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому, даже если воздействие каждого из факторов незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Эти профессии не могут быть рекомендованы лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше. чем во второй группе

    К четвертой группе относится профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе по ним допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста Причем индекс общего физического состояния организма у них должен быть очень высок.

    Пятая группа — это профессии и специальности, предметы труда которых требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т. п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

    Шестая группа — это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, то такая производственная деятельность ему противопоказана.

    Например:

        • нарушения органов зрения — чертежник, сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем;
        • органов слуха — стенографистка, автослесарь; органов обоняния—повар и др.

    Ниже приводится сводная таблица противопоказанных профессионально-производственных факторов для наиболее распространенных заболеваний

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ К ПРОФЕССИЯМ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

    Согласно профессиональным требованиям, основными факторами производственной среды на рабочем месте при выполнении строительных работ являются:

    • Aфизические нагрузки средней или высокой степени тяжести
    • Aдлительное напряжение отдельных групп мышц
    • Aнеудобная вынужденная рабочая поза
    • Aнеблагоприятные метеорологические условия
    • Aналичие контакта незащищённых участков кожи с вредными веществами (краска, растворители и др.)

    Для того чтобы обучающийся строительным профессиям смог осуществлять свою трудовую деятельность в полном объёме, необходимо иметь:

    • хорошее физическое развитие
    • развитую мышечно-суставную чувствительность
    • хорошую координацию движений
    • хорошее зрение, цветоощущение и слух
    • развитый глазомер

    Нельзя обучаться профессиям строительного профиля молодёжи, у которых имеются следующие заболевания:

    • мышц и суставов верхних конечностей
    • с заболеваниями органов дыхания
    • сердечно-сосудистой системы
    • с психическими расстройствами
    • с нарушениями органов зрения и слуха
    • с кожными заболеваниями, в том числе аллергического характера

    Фото